Март
Пн   4 11 18 25  
Вт   5 12 19 26  
Ср   6 13 20 27  
Чт   7 14 21 28  
Пт 1 8 15 22 29  
Сб 2 9 16 23 30  
Вс 3 10 17 24 31  






Итоги сезона-2013 FIA WEC

В 2013-м году первенство FIA World Endurance Championship проводилось во 2-ой раз, но особо, по сопоставлению с «дебютным» сезоном, ничего не поменялось - в лучшой категории LMP1 сражались две заводские команды, а явное преимущество было у одной, а в дивизионах LMP2, также кузовных Le Mans Grand Touring Endurance - Professional (LMGTE Pro) и Le Mans Grand Touring Endurance - Amateur (LMGTE Am) схватка было наиболее острым.

Восемь гонок, с апреля по ноябрь, прошли в различных частях света - календарь WEC лишился культового заезда «12 часов Себринга», зато провёл «6 часов 'трасс Америк'» в Остине, а все выездные этапы были перенесены на вторую половину сезона ради экономии средств. Семь стартов проходили в статусе шестичасовых гонок и только один основной - «24 часа Ле-Мана» - носил формат дневного марафона. В чемпионате ввели новейший формат квалификации (два стремительных круга от 2-ух пилотов и среднее время из четырёх попыток в качестве итогового результата), ограничили количество движков и покрышек на сезон, в классе LMP2 разрешили применять дизельные моторы. Тем более, на расклад сил в главной категории это не воздействовало. Напомним, что за поул в каждой категории команде и пилотам начислялось по одному доп баллу, а в гонке «6 часов Фудзи» было пройдено наименее 75% дистанции и очки были розданы в половинном размере.

Le Mans Prototype 1 (LMP1)

6 гонок выиграла команда Ауди Team Joest на дизель-электрических макетах Ауди R18 e-tron quattro - три победы (Бельгия, Бразилия и Китай) на собственный счёт записал экипаж в составе немца Андре Лоттерера, француза Бенуа Трелюе и швейцарца Марселя Фэсслера, а ещё три первых места (Англия, Франция и США) достались трио «ветеранов» датчанина Тома Кристенсена, англичанина Алана Макниша и француза Лоика Дюваля. Конкретно они выиграли «24 часа Ле-Мана» в рекордный для Кристенсена девятый раз, также досрочно стали чемпионами сезона-2013 в личном зачёте. Собственных напарников-соперников пилоты затмили за счёт стабильности. Ещё один макет «Ауди» выставляла на марафонах в Спа и Ле-Мане - бразилец Лукас ди Грасси, испанец Марк Супруге и англичанин Оливер Джарвис заработали две «бронзы».

Много ужаснее выступила заводская команда Тоета Racing - да, бензо-электрический макет принёс японскому концерну две победы (на домашней гонке в Стране восходящего солнца, где из-за непогоды заезд вышел сильно сокращённым и чрезвычайно скомканным, так что победа была по больше части случайной, также на финале в Бахрейне, да и там успеху поспособствовали быстрее препядствия германского промышленного коллектива), но не того ожидали от Тоета TS030 Hybrid. Начальные планы по выступлению в гонках 2-мя машинками жители страны восходящего солнца скорректировали и все этапы проехал только один экипаж в составе британца Энтони Дэвидсона, швейцарца Себастьена Буэми и француза Стефана Сарразана - они в итоге стали третьими, а японец Казуки Накадзима, француз Николя Ляпьерр и австриец Алекс Вурц за 6 шагов набрали очков для четвёртого места в личном зачёте. Разумно, что в зачёте производителей FIA World Endurance Championship - Manufacturers «Ауди» набрала чуток ли не в два раза больше очков, чем «Тойота», взяв титул.

Ну а приз FIA Endurance Trophy for Private LMP1 Teams для «частников» в зачёте LMP1 без боя достался швейцарскому коллективу Rebellion Racing - 1-ые три шага команда провела с 2-мя образцами Lola B12/60, а позже выставляла только одну машинку, временами тасуя пилотов, в том числе и немца Ника Хайдфельда. Английская «конюшня» Strakka Racing на макете HPD ARX-03c три первых гонки проехала с Ником Левентисом, Дэнни Уотсом и Джонни Кейном (все англичане), а позже и совсем снялась с роли в серии…

Разумеется, что независящим коллективам было нереально биться с заводскими командами, так что введение отдельного трофея для «частников» было полностью разумно. Жалко, что не удалось «Тойоте» навязать схватка «Ауди» - пока немцы в протяжении почти всех лет улучшают собственный победоносный макет, временами подгоняя его под меняющиеся требования технического регламента, жители страны восходящего солнца за два года так не смогли вывести свою машинку на уровень конкурентов. А с приходом в сезоне-2014 заводской команды «Порше» перспективы азиатского концерна смотрятся ещё наиболее туманными и вроде бы не повторилась ситуация с програмкой Формулы-1 - долгие и длительные годы тщетных усилий, колоссальные денежные вливание и бесславный уход из чемпионата мира…

Le Mans Prototype 2 (LMP2)

В классе «младших» прототипов заводские команды запрещены регламентом, царят наиболее строгие требования относительно издержек, а поэтому и участников больше - за год на старт вышла дюжина каров, посреди которых были и представители российской команды и пилот из нашей страны.

Крупная часть пелетона была представлена образцами Oreca 03 с моторами Nissan, также эти силовые агрегаты трудились под капотами шасси Morgan LMP2, Lola B12/80 и Zytek Z11SN, а ещё один коллектив выставил на старт Lotus T128 с мотором Praga (по-сути, переименованным движком Judd).

Владельцами титула в личном зачёте FIA Endurance Trophy for LMP2 Drivers в итоге стали представители французского коллектива OAK Racing бельгиец Бертран Багетт, англичанин Мартин Плоуман и мексиканец Рикардо Гонсалес - при всем этом они выиграли только два шага и ещё три раза поднимались на подий. Но итог сезона мог быть совершенно остальным - в Ле-Мане, за который по традиции очки начисляются в двойном размере, третье место заняла российская команда G-Drive Racing в составе россиянина Романа Русинова, австралийца Джона Мартина и британца Майка Конвея, что вывело коллектив в фавориты личного зачёта. Но потом последовала обескураживающая дисквалификация из-за нарушения технического регламента, который смотрелось быстрее некоторой политической интригой, чем попранием правил… Но досадное решение судей как будто раззадорило «россиян» - они выиграли четыре из 5 прошедших опосля «24 часов Ле-Мана» шагов, а на одном стали вторыми. Набранных очков хватило для третьего места в чемпионате - всего пол-балла пилоты G-Drive Racing уступили вице-чемпионам британцу Алексу Брандлу, датчанину Дэвиду Хайнемайер-Ханссону и французу Оливье Пля из OAK Racing.

Маленьким утешением для Русинова и Ко может служить третье место в общем зачёте гонки «6 часов Бахрейна», где не считая победы в LMP2 «наши» поднялись на подий LMP1 совместно с экипажами промышленных «Тойоты» и «Ауди» - Роман правильно подметил, что с приходом «Порше» такое навряд ли кому-то получится повторить, ежели на заводские команды не обрушится шквал сходов, как то было в царстве. Не считая того, в зачёте FIA World Endurance Championship - Drivers Русинов, Конвей и Мартин уступили лишь топ-3 промышленных команд и коллективу Rebellion, намного опередив новейших чемпионов LMP2.

В командном первенстве FIA Endurance Trophy for LMP2 Teams два первых места остались за OAK Racing, а G-Drive Racing довершила тройку фаворитов.

Нельзя не огласить о английской команде Greaves Motorsport - на седьмом шаге, в гонке «6 часов Шанхая», за руль макета Zytek Z11SN с мотором Nissan сел россиянин Марк Шульжицкий, фаворит проекта GT Academy. Японский концерн сделал парня из Владивостока проф автогонщиком из обыденного игрока - опосля сезона в гонках GT россиянину доверили руль макета LMP2. Дебют вышел наиболее чем результативным, так как Шульжицкий в экипаже с американцем Эриком Люксом и шведом Бьорном Вирдхаймом занял третье место в своём классе!

Le Mans Grand Touring Endurance - Professional (LMGTE Pro)

В личном зачёте главенствующего кузовного класса пилоты разыгрывали FIA World Endurance Cup for GT Drivers, а команды сражались за FIA World Endurance Cup for GT Manufacturers и судьба обоих титулов отважилась на финальной гонке года.

По две машинки выставляли итальянская дружина AF Corse (Феррари 458 Italia GT2), германская Porsche AG Team Manthey (Porsche 911 RSR) и английская Aston Martin Racing (Aston Martin Vantage GTE), прибегавшая к помощи и третьего экипажа - схватка промышленных обществ свелось в основном к противоборству «Феррари» и «Астон Мартин». Пилоты «Порше» выиграли лишь одну гонку, тогда как пилоты итальянского и английского концернов принесли собственной марки по три «виктории». Ситуация в чемпионате была таковой острой, что на «6 часов Бахрейна» в AF Corse разделили итальянский дуэт Джанкарло Физикеллы и Джанмарии Бруни на два экипажа - в итоге Бруни, выиграв гонку, стал фаворитом, а Физикелла, выступавший с ним в 7 гонках из восьми, стал лишь вице-чемпионом. Третьим в личном зачёте стал дуэт немца Штефана Мюке и британца Даррена Тёрнера («Астон Мартин»).

Чемпионат производителей FIA World Endurance Cup for GT Manufacturers выиграла «Феррари», опередив «Астон Мартин» и «Порше», а командный зачёт FIA Endurance Trophy for LMGTE Pro Teams остался за AF Corse - Aston Martin Racing и Porsche AG Team Manthey наслаждались вторым-третьим местом соответственно.

Le Mans Grand Touring Endurance - Amateur (LMGTE Am)

Дивизион для «непрофессиональных» пилотов по-сути являлся отражением противоборства в «профессиональном» классе - основными игроками были пилоты английской Aston Martin Racing (Aston Martin Vantage GTE), американской 8 Star Motrsport (Феррари 458 Italia GT2) и французской IMSA Performance Matmut (Porsche 997 GT3-RSR), также оттенявшей их французской команды Larbre Competition на Шевроле Corvette C6.R.

Чемпионами FIA Endurance Trophy for LMGTE Am Drivers стали англичане Джейми Кэмпбелл-Уолтер и Стюарт Холл на «Астон Мартине», португалец Руи Агуаш и венесуэлец Энцо Потоличчио («Феррари») стали вторыми, а топ-3 замкнули пилоты «Порше» французы Жан-Карл Вернэ и Раймонд Нарак. При всем этом два фаворитных экипажа одержали по две победы, а ставшие третьими выиграли одну гонку. Три выигранных заезда достались «Астон Мартин» под управлением датчан Кристиана Поульсена и Кристофера Нюгарда, которые ещё два раза становились вторыми, а в трёх гонках совсем не финишировали. Один из сходов пришёлся на марафон «24 часа Ле-Мана», где в трагедии умер их напарник и соотечественник Аллан Симонсен - вылет в повороте Tertre Rouge, столкновение с отбойником и росшим за ним деревом оказались фатальными… Титул в LMTGE Am для Aston Martin Racing представители марки предназначили собственному ушедшему пилот. Как досадно бы это не звучало, одолеть в командном зачёте англичанам не удалось: владельцами FIA Endurance Trophy for LMGTE Am Teams стали пилоты коллектива 8 Star Motorsport из США, Aston Martin Racing заняла 2-ое место, а третьими оказались гонщики IMSA Performance Matmut.

Впереди сезон-2014, в каком благодаря перемене технического регламента можно ждать обострения борьбы в классе LMP1 - приход промышленного «Порше» должен взбодрить схватка, ну и «Тойота», хотелось бы верить, хочет навязать борьбу германцам, тогда как «Ауди» удержаться во главе пелетона будет ещё труднее. В LMP2 недочета в интриге не чувствуется и желать можно только 1-го - продолжения программы G-Drive Racing и дальнейших фурроров Роману Русинову сотоварищи, долгожданного подия в Ле-Мане и новейших побед. Ну а в LMGTE Pro и LMGTE Am вприбавок к стартующим Феррари, Porsche, Aston Martin требуются для полного счастья ещё несколько Corvette и SRT Viper GTS-R, разбавить которые не грех парочкой Бмв: в американской серии ALMS они стартуют полностью удачно, так что и чемпионат мира уже пора покорить!

FIA WEC-2013. Итоги сезона:

FIA Worl Endurance Championship - Drivers:

1. Алан Макниш/Том Кристенсен/Лоик Дюваль («Ауди») - 162 очка
2. Андре Лоттерер/Марсель Фэсслер/Бенуа Трелюе («Ауди») - 149,25
3. Энтони Дэвидсон/Стефан Сарразан/Себастьен Буэми («Тойота») - 106,25

FIA Worl Endurance Championship - Manufacturers:

1. «Ауди» - 207 очков
2. «Тойота» - 142,5

FIA Endurance Trophy for Private LMP1 Teams:

1. Rebellion Racing - 173,5 очков
2. Strakka Racing - 68

FIA Endurance Trophy for LMP2 Drivers:

1. Бертран Багетт/Мартин Плоуман/Рикардо Гонсалес («ОАК Рейсинг») - 141,5 очков
2. Алекс Брандл/Дэвид Хайнемайер-Ханссон/Оливье Пля («ОАК Рейсинг») - 132,5
3. Роман Русинов/Джон Мартин/Майк Конвей («Джи-Драйв Рейсинг») - 132

FIA Endurance Trophy for LMP2 Teams:

1. OAK Racing - 141,5 очков
2. OAK Racing - 134,5
3. G-Drive Racing - 132

FIA World Endurance Cup for GT Drivers:

1. Джанмария Бруни («Феррари») - 145 очков
2. Джанкарло Физикелла («Феррари») - 135
3. Штефан Мюке/Даррен Тёрнер («Астон Мартин») - 125,5

FIA World Endurance Cup for GT Manufacturers:

1. «Феррари» - 255 очков
2. «Астон Мартин» - 246,5
3. «Порше» - 230,5

FIA Endurance Trophy for LMGTE Pro Teams:

1. AF Corse («Феррари») - 145 очков
2. Aston Martin Racing («Астон Мартин») - 128,5
3. Porsche AG Team Manthey («Порше») - 126

FIA Endurance Trophy for LMGTE Am Drivers:

1. Джейми Кэмпбелл-Уолтер/Стюарт Холл («Астон Мартин») - 129 очков
2. Руи Агуаш/Энцо Потоличчио («Феррари») - 128
3. Жан-Карл Вернэ/Раймонд Нарак («Порше») - 122

FIA Endurance Trophy for LMGTE Am Teams:

1. 8 Star Motorsport («Феррари») - 136 очков
2. Aston Martin Racing («Астон Мартин») - 133
3. IMSA Performance Matmut («Порше») - 122